Запрет на любовь к себе

 

С детства Лия знала, что для себя жить нельзя. А если даже тайком сделать что-то приятное для себя, из любви к себе, то обязательно придет наказание.

Однажды утром, ей было всего три годика, мать приготовила завтрак – испекла такие вкусные ароматные оладышки, поставила тарелку на стол и побежала в соседний дом в магазин купить сметаны. Лия часто оставалась дома одна. Она была очень умной и послушной девочкой, и мать не боялась за нее. Знала: где посадишь – там и возьмешь. Но в этот раз…  О, какой аппетитный аромат шел от тарелки с дымящимися еще оладышками! И Лия, взяв с собой куклу  как сообщницу, подошла к столу. Минуты две Лия раздумывала. Она уже знала, что ничего нельзя брать без разрешения мамы. Мама будет сильно сердиться. Но желание съесть эти чудесные оладышки заставило ребенка нарушить запрет. Лия подтащила к столу тяжелый стул и взобралась на него, не спуская глаз с тарелки. Оладышки, как маленькие солнышки, смотрели на Лию, и, казалось, шептали: «Съешь нас!». И девочка протянула свою ручку к тарелке. Через несколько минут на тарелке осталось три оладышка.  Лия знала это точно, потому что уже умела считать до  трех.  Ее научили показывать три пальчика, если кто-то спросит,  сколько ей лет.

Лия смотрела на три оставшихся оладышка и не знала, что с ними делать: оставить маме, спрятать, выкинуть…  Сознание, что она поступила очень плохо, терзало девочку. Удовольствие от съеденных оладышек сменилось на страх и ужас. Сейчас вернется мама. Увидит, что оладышек почти не осталось. Мама посмотрит на Лию своими строгими глазами. Что будет дальше?   Жуткие картины представились  девочке, и она перебирала их, не решаясь выбрать свое  ближайшее будущее. И вдруг Лию поразила страшная мысль:  мама откажется от нее! Ведь если мама бывала ею недовольна, она делала строгие глаза и говорила: «Ты – не моя дочь. Моя дочь так себя не ведет!».

Как Лия будет жить? Где? Без дома и, главное, без мамы. Без маминой любви и маминого одобрения…  Она – хорошая девочка. Ее почти всегда хвалили, потому что Лия старалась все и всегда делать правильно. Так, как хотела мама. А что будет теперь? Ладошки Лии стали холодными и мокрыми. Лия тихонько сползла со стула и оттащила его подальше от стола. Взяла куклу и села на прежнее свое  место в углу комнаты, где играла с куклой до маминого ухода.

Ужас ожидания неотвратимого наказания сковал худенькое тельце. Лия уже ни о чем не могла думать, только покорно ждала, когда откроется дверь, войдет мама  и увидит, что оладышки почти все исчезли…

        «Возлюби ближнего как самого себя». Любить ближнего – это понятно. А вот любить себя… Не каждого ребенка этому научили.

 И еще,  страх осуждения и отвержения, пришедший из глубины времен от предков. В давние времена отвержение было равносильно смерти. Если человека изгоняли из племени, он, как правило, погибал. Страх предков быть изгнанным часто заставляет родителей быть слишком строгими со своими детьми. «Лучше я сам накажу  ребенка, чем это сделают другие», – считает любящая мать. Но ребенок в момент слишком строгого наказания думает, что это его не любят и не принимают, что  от него отказываются родители. Так формируется страх отвержения, за которым стоит базовый страх смерти.

Соединение страха предков с осуждением или даже просто с критикой родителями не просто снижает самооценку ребенка и делает его зависимым от любви и признания окружающих людей. Этот страх заставляет человека отказываться от своих интересов в пользу других людей. Страх непринятия заставляет постоянно быть угодным другим людям. А любовь к себе воспринимается как осуждаемый социумом эгоизм. О разумном же эгоизме мало кто слышал. Это у Чернышевского: «Мне хорошо, когда хорошо другим, и другим хорошо, когда хорошо мне». И вот «любить себя – стыдно, делать что-то, даже самое необходимое,  для себя надо с оглядкой на окружение, вдруг кто-то осудит».

Человек, который не любит себя, притягивает осуждение людей именно потому, что больше всего этого боится ,и  в то же время мир отражает его нелюбовь к себе в окружающих его людях – зеркалах.

Чтобы прощать других – научись прощать себя.

Чтобы любить других – научись любить себя.

Чтобы сделать других счастливыми – стань счастливым.

«Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи…»

Притча

Профессор университета задал своим студентам такой вопрос: «Все, что существует, создано Богом?» Один студент смело ответил: «Да, создано Богом». «Бог создал все?» – спросил профессор. «Да, сэр», – ответил студент. Профессор спросил: «Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло». Студент притих, услышав такой ответ.

Профессор был очень доволен собой: ведь он еще раз доказал, что Бог – это миф.

Один из студентов поднял руку и спросил: «Могу я задать вам вопрос? Холод существует?»

«Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?»

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Молодой человек ответил: «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить, чтобы узнать, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (минус 460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла». Студент продолжил: «Профессор, темнота существует?» Профессор ответил: «Конечно, существует». Студент возразил: «Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света».

В конце концов, молодой человек спросил профессора: «Сэр, зло существует?» Профессор ответил на этот раз неуверенно: «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла».

На это студент ответил: «Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света».

Профессор был посрамлен. Имя студента было Альберт Энштейн.

К вышесказанному можно добавить: «Ненависти не существует. Ненависть – это только отсутствие любви».

 Боброва Г.К