Зачем дети болеют и для чего плохо себя ведут…?

 

Счастливые дети – здоровы. Их любят дома, уважают в школе, им интересно жить и учиться.

Если ребенок стал часто болеть или плохо себя вести, значит, что-то в его мире неблагополучно.

Возможно, ему не хватает проявлений любви и заботы дома, папа и мама не уделяют ему достаточного внимания.  Или кто-то в школе, среди друзей, способствовал снижению его самооценки. Что-то неприятное произошло в его жизни, и он, не зная, как решить проблему, уходит в болезнь, или, привлекая внимание к себе, начинает плохо себя вести.

Классический случай, который приводится в обучении студентов-психологов.

Папа много работает и мало бывает дома, не уделяет внимания жене и сыну. Сын сбегает из дома. Папа возвращается к маме, они объединяются и активно контактируют, ищут сына, находят его, ругают, проявляют усиленное внимание к нему и друг другу. Это внимание может быть как позитивным, так и негативным, но оно есть! Все насыщаются общением,  и  некоторое время спокойно живут. Затем папа опять все чаще задерживается на работе, и история повторяется.

Второй классический случай.

В семье рождается второй ребенок. Первый ребенок неожиданно для себя становится «большим, взрослым» и, как ему кажется, нелюбимым. Здесь  старшие дети проявляют разнообразное творчество: примитивно заболевают, начинают вести себя так, как ведет себя младший «любимый» ребенок, вредничают и т.д. При этом ребенок может так «заиграться» в болезнь, что она становится прямой угрозой его здоровью, а иногда и жизни.

Третий классический случай. Триангуляция ребенка.

Папа и мама находятся в периоде охлаждения своих отношений,  или один из родителей заводит роман на стороне. Второй супруг, более привязанный к семье, начинает искать причину для возвращения «блудного попугая» в семью. Ребенок, сострадая «оставленному» супругу, начинает болеть или неадекватно себя вести. «Убегающий» супруг возвращается в семью для решения возникшей проблемы.

Четвертый классический случай. Болезнь «выгодна»

У ребенка трудности в обучении, а ему предстоит контрольная.Он боится, что не сможет ее решить.

Некоторые дети прилагают усилия: пьют холодную воду, едят зимой на улице мороженое и т.д., другие заболевают без усилий, их тошнит, кружится и болит голова, начинается диспепсия. Вариантов множество. Эти дети не преодолевают страх, а манипулируют собой,  чтобы избежать неприятное событие или общение.

Если ваш ребенок заболел или плохо себя ведет, постарайтесь узнать, нет ли у него «вторичной выгоды» от его заболевания или плохого поведения.

Обратите внимание на то, как вы  - родители или бабушки ребенка - реагируете на его болезнь. Частые вопросы «не заболел ли ты?», «покажи горло, оно у тебя не красное?», «как ты себя чувствуешь?» уже ориентируют на болезнь, на желание отдохнуть, получить дополнительное внимание близких.

Дорогие родители! Сделайте соответствующие выводы и определитесь, надо ли ребенку болеть для того, чтобы ощутить вашу заботу или решить семейную проблему. Вы действительно готовы сохранить здоровье ребенка?

Если в вашей семье возникли подобные проблемы, обращайтесь в наш Центр «Свентана». Опытные психологи вместе с вами разработают конструктивную модель взаимоотношений в семье, помогут вашему ребенку решить проблемы отношений в школе.

Будьте здоровы и счастливы!