Помощь детского психолога при подростковом кризисе

Возраст - это не года, а состояние…

Подросток, он кто? Почему он такой? Почему он не видит ценности мира, а сам себе кажется умным и важным, понимающим, каким этот мир должен быть? Почему подросток слышит только себя?

 Занятия с психологом: 8 (8452) 53-01-29, 8 (917)316-43-80.

Обычно такие вопросы задают родители подростка. Но довольно часто, встречаясь со взрослым человеком, удивляешься и не понимаешь, почему он, взрослый, ведет себя как подросток, почему его нигилизм так велик, почему, «видя соринку в глазу другого, он не замечает своего бревна».

Мало кто догадывается, что человек остался в подростковом возрасте потому, что там были очень серьезные психологические травмы.

Карина

Карине постоянно казалось, что люди смотрят на нее с каким-то презрительным осуждением, словно они ожидали увидеть ее какой-то другой, доброй, светлой, радостной, а увидев, разочаровались. Она думала, что люди, окружающие ее, требуют от нее чего-то непонятного, ненужного и невозможного. Даже мать все время навязывала ей свои принципы и желания, вечно что-то подсказывала, как будто она, Карина, была глупой неумехой и не знала сама, что ей делать каждую минуту.

Карина думала: « Ну, что за люди такие, злые, что им надо от меня, и кто дал им право судить меня, ведь я такая умная, у меня два высших образования! Я помогаю многим понять себя, свое место в мире, помогаю справиться с их болью. Почему же все осуждают меня и пренебрегают мной?…».

Губа ее кривилась от презрения и от страха, что опять найдется тот, кто будет разочарован и будет пренебрегать ею. Чтобы не было очень больно, входя в помещение, она говорила себе: «Да, кто они такие, эти ничтожные людишки, чтобы осуждать меня?!». А когда общалась с кем-то,  сразу видела слабости людей, их ужасные проблемы и недостатки. Ей хотелось крикнуть: «На себя посмотрите! Сколько у вас нерешенных проблем! А я, я могу их разрешить, ведь я столько знаю!».

А люди почему-то, сначала уделявшие ей внимание, переставали общаться и сторонились ее. Да и дома, дети и муж, тоже недооценивали ее. Карина пыталась доказать им свою ценность, значимость, старалась вкусно готовить, наполнять свой дом красивыми вещами, но близкие не ценили всех ее усилий и жили, казалось, сами по себе, не утруждая себя благодарностью за ее труды и не прислушиваясь к ней, когда она давала умные советы.

Карине хотелось, чтобы ее поняли, приняли, уважали, были ей верны и внимательны к ее желаниям. А муж(ведь он муж!), догадываясь и не ожидая подсказки, исполнял бы ее желания с радостью. Как бы они были счастливы тогда! Но всем было не до нее, не до ее жизненного и познавательного опыта. Иногда казалось, что весь мир игнорирует ее.

На семинарах Карина видела все недочеты и просчеты других тренеров и пыталась подсказать, как надо, но слова ее воспринимались как резкость и бестактность, и участники семинаров всегда отворачивались от нее.

Порой боль и обида так накатывали, что хотелось умереть. «…Вот тогда они узнают, кого потеряли!»

Но жизнь требовала свое: надо работать, надо кормить детей, радовать мужа и еще надо учиться, чтобы быть лучше всех, умнее всех. «Когда-нибудь все увидят, какая она умная! И все будут спрашивать ее совета, как жить дальше...»

И Карина училась и уже знала, действительно, очень много. Но люди относились к ней по-прежнему, а вернее, старались или не замечать или раздражать ее, или, как она говорила – фрустрировать, и Карина прямо говорила им об этом. Но люди вместо чувства вины и извинений, отворачивались и не хотели даже смотреть на нее.

"Господи! Почему Ты так несправедлив ко мне?! А чем я провинилась?" – хотелось порой крикнуть Ему в лицо, если бы можно было видеть Его… Но лица Господа нигде не было видно, и Карина кричала, как ей думалось, в пустоту…

 Кризисы подросткового возраста и их влияние на характер человека.

В процессе роста каждый человек переживает ряд физиологических, интеллектуальных и психологических кризисов. В момент рождения связывающую ребенка и мать пуповину перерезают, но ребенок продолжает полностью зависеть от матери. Эта привязанность порой затягивается и проявляется инфантильностью довольно длительное время. Иногда человек, воспитанный в контролирующей среде, очень долго остается инфантильным, а порой и застревает на возрастных кризисах.

Один из таких кризисов - подростковый. Главной задачей подросткового кризиса становится сепарация, отделение от родителей и формирование самостоятельной зрелой личности.

К сожалению, подростковый кризис, который проявляется разными формами нигилизма, отвержением традиционных семейных ценностей, иногда растягивается на долгие годы. Можно встретить и сорокалетнего человека, застрявшего на этой стадии развития. С такими людьми сложно общаться, они постоянно стоят на страже своих границ. Им кажется, что все окружающие постоянно посягают на их границы, которые надо охранять «с ружьем наперевес». У подростков, как правило, возникают конфликты, они конфронтируют со всеми, кроме значимой референтной группы. Правила общепринятого поведения в обществе также вызывают у них отторжение.

Когда такой великовозрастный подросток появляется в любой группе, в любом коллективе, он становится провокатором антагонистических настроений и вызывает в коллективе бурю эмоций. Бывает, что коллектив разделяется на группы, которые также начинают противостоять друг другу, а чаще такой человек отторгается коллективом.

Когда такие события происходят неоднократно, «подростку» начинает казаться, что мир ополчился против него, и убеждение, что мир враждебен и с ним надо вечно сражаться, закрепляется. В результате человек-подросток априори относится к миру как к враждебной среде. Почва для конфликтов подготовлена, и конфликты возникают.

Что же делать родителям для того, чтобы ребенок вовремя избавился от негативных сторон подростка и стал зрелой личностью?

  • Необходимо внимательно и серьезно относиться к возрастному развитию ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста. Перестаньте считать ребенка маленьким, не способным на самостоятельные решения, позвольте ему самостоятельно делать выборы и научите нести за них ответственность. Иногда для этого потребуется довольно много времени. Будьте терпеливы.
  • Серьезно относитесь ко всем заявлениям подростка, какими бы необоснованными они вам ни казались. Вместе с дочерью или сыном анализируйте ситуации, в которых они оказываются, подсказывайте адекватные выводы, рассматривайте возможные последствия.
  • Покажите подростку границы его личности и других людей. Правило одно: отстаивая свои интересы, не посягай на интересы других людей! Научите подростка видеть не только недостатки и проблемы окружающих, но и достоинства и примеры адекватных суждений и выборов.
  • Научите детей высказывать свои чувства таким образом, чтобы они не звучали обвинением других.
  • Показывайте своим подросшим детям пример зрелости суждений и поступков.
  • И самое главное, не осуждайте и не отвергайте своих детей, ставших подростками, за их резкость и неадекватность суждений. Помните, что и с вами происходило нечто подобное. Повышайте его самооценку, учите уважать себя и других. В этот момент для подрастающего человека особенно важно знать, что его любят и ценят.

Галина Кирилловна Боброва - Генеральный директор Центра практической психологии и консультирования «Свентана».