Как помочь ребенку освободиться от страхов?

«Не там мне страшно, где опасно.
Мне страшно жизнь
 прожить напрасно.»

                        Протоиерей Александр Захаров.

 

Для ответа на этот вопрос давайте разберемся, что такое страх, определим причины его возникновения и способы избавления от страхов.

Итак, страх – это следствие какой-либо угрозы, его фундамент — инстинкт самосохранения. Нет таких людей, которые не боятся абсолютно ничего, так как инстинкт самосохранения присутствует в каждом человеке. Учеными доказано, что девочки больше подвержены страхам, чем мальчики.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье.

 Какие различают страхи?

  • страх темноты (часто бывают спровоцированы просмотром современных фильмов и мультфильмов, компьютерных игр, страхи беременной женщины во время вынашивания ребенка, особенно, если до этого были прерывания беременности)
  • страх замкнутого пространства (например, если ребенок застревал в лифте; причинами может быть процесс его собственного рождения: затяжные роды, гипоксия)
  • страх болезни своей или родителей, неожиданной смерти
  • страх наказания  за проступок (сигнализирует о том, что во взаимоотношениях ребенка с мамой и папой имеются серьезные проблемы. Возможно, родители слишком строги к своему ребенку. Необходимо проанализировать модели поведения в семье и пересмотреть их в целях предотвращения дальнейших проблем)
  • страх не оправдать надежды родителей
  • страх транспорта, высоты, глубины, природной стихии
  • страх уколов, врачей, больниц
  • страх крови (обусловлен тем, что ребенок не знает физиологии человека, думает, что из него вытечет вся кровь, и он умрет)
  •  страх сказочных и мультипликационных персонажей(до 5 лет)
  • боязнь насекомых и животных
  • страх неудачи в школе и игре
  • невроз (обусловлен нарушением взаимоотношений между родителями: частые ссоры, скандалы, выяснение отношений на «повышенных тонах» при ребенке)
  • страх нападения бандитов, ограбления, пожара, войны и др.

 При классификации страхов различают 3 их вида:

  1.  навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных, ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.;
  2.  бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша;
  3.  сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

 Основные направления в психокоррекционной работе с детьми

  1. Работа на повышение самооценки ребенка(можно использовать различные упражнения, например:"Похвалилки", "За что меня любит мама"  и др.).
  2. Арттерапия.Попросите ребенка нарисовать то, что его беспокоит (эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно).

Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование:

  •  ребенок рисует свой страх
  •  ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха
  • ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок (можно просто порвать рисунок на мелкие кусочки).
  1. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения(техники с песком, рисование и лепка, массаж, телесно-ориентированная терапия).
  2. Отработка навыков владения собойв травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).
  3. Игротерапия (наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет).

 Цели: отреагировать эмоциональное напряжение; ролевое моделирование решения проблемы.

 Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе и повысить самооценку.

 И в заключение хотелось бы привести в пример притчу.

       Притча: "Как побороть страх?"

 - Учитель, я всего боюсь, - обратился один человек к мудрецу. – Я выхожу из дома и боюсь, захожу домой и боюсь, сижу дома и боюсь.

 С сочувствием посмотрел на него учитель: - Я могу помочь твоему горю.

 Мудрец пригласил гостя в свой дом. Он отвел его в самую дальнюю комнату, усадил за стол, налил ароматного чаю, поставил лучшие сласти.

- Угощайся, ешь и пей,– сказал он бедняге. – Когда закончишь пить чай, выходи во двор – там я дам тебе лекарство от страха.

Довольный гость неспешно попивал горячий чай и заедал его медовой пахлавой, сладким рахат-лукумом, вкуснейшими лепешками с медом. Когда же он, успокоенный, закончил чаепитие, быстро направился к выходу из комнаты.

Но лишь приоткрыв дверь, он снова ее захлопнул – в соседней комнате находился огромный свирепый тигр. Он метался по комнате и громко рычал. Сердце у бедняги ушло в пятки. Он то и дело прислушивался к звукам, доносившимся из соседней комнаты. Он был обижен на учителя: как тот мог оставить его наедине с таким страшным зверем! Нет, наверное, никогда не получить ему лекарства от страха!

Но вскоре шум в соседней комнате затих. Осторожно заглянул трусишка в соседнюю комнату и увидел, что тигр заснул. Времени на размышления не было: на цыпочках, чтобы не разбудить спящего тигра, проскочил он в следующую комнату. Но споткнулся о порожек и хлопнул дверью. И хотя тигр проснулся, человек был уже в безопасности.

 Однако беды его не кончились. Во второй комнате находился дикий волк. Шерсть на его загривке стала дыбом, он рычал, скалил зубы и медленно приближался к человеку. Тот же, парализованный, не знал, что делать. В поисках какого-нибудь оружия он стал шарить по карманам и нащупал кусок пахлавы, который он прихватил, закончив чаепитие. Тогда он зацокал языком и зачмокал губами, как обычно делают, подзывая собаку. Волк перестал рычать и внимательно посмотрел на человека. Посетитель бросил волку кусок пахлавы, и пока тот поедал угощение,  бросился к выходу.

Но и в третьей комнате его ждала опасность: огромная кобра, расправив капюшон,  страшно шипела и пыталась укусить его. Отпрянув назад, он увидел прислоненный к стене меч. Схватив его, он разрубил кобру пополам и выбрался из дома.

На пороге его уже ждал мудрец:

- Страхи подстерегают тебя повсюду. Избежав одного, ты столкнешься с новым. Но теперь ты знаешь, что нужно делать: какие-то страхи можно игнорировать и жить, несмотря на их присутствие. Другие страхи можно приручить. А какие-то страхи можно победить.

 И благодарный человек отправился домой.

 Если  у Вас самостоятельно не получается справиться с подобной проблемой, обратитесь за помощью к психологу, который обязательно поможет решить ее.

 Клинический психолог Третьякова Е.Ю.