Как научиться слышать ребенка и перестать раздражаться?

«Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью»

(А.П.Чехов)

«Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями».

(Г.Бичер)

 

 


С точки зрения психологии: «Ребёнок - это чистый лист бумаги» и только от родителей будет зависеть, какие основные правила и требования поведения они привьют своему ребенку:возьмут ли они эти правила воспитания из своих родительских семей, придумают ли новые или им будет необходима помощь грамотного психолога, который рассмотрит ситуацию со стороны, выявит проблему, проработает проблему и даст рекомендации семье. От этого всего будет зависеть спокойствие родителей и спокойствие любимого ребенка.

 

 

Ответы и рекомендации психолога на важные вопросы:


1. Как научиться прислушиваться и пристраиваться к своему ребенку?

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Приведу пример:

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости.

Когда ребенок сели за стол, вы знаете, что ребенок любит и к чему он все равно будет тянуться. Опередите его и скажите ему: "Бери свои любимые хлебцы!"

Вы сказали - он взял. Так вы приучаете ребёнка делать то, что вы ему говорите.

Если ребенок не может справиться самостоятельно и вы видите, что ему действительно нужна ваша помощь скажите: «Что ты делаешь? Тебе нужна моя помощь? Давай это сделаем вместе! Смотри….»

Если вы пока не можете управлять поведением ребенка — ничего страшного в этом нет! Просто научитесь замечать и пристраиваться к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому. Хвалите его за это.

2. Как приучить ребенка выполнять просьбы родителей (например: приходить, когда его зовут)?

Есть такое повествование: в древности, когда человек решал приручать диких собак, он также начинал с "приваживания", потом начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет.

Сейчас конечно другое время, но из этого повествования можно взять «зерна воспитания и приручения».

Что происходит когда родители зовут своих детей? Они прибегают сразу, как только их позвали? Или им приходится несколько раз сказать ? Или проходит время и они все-же идут? Но в это время родители уже «на взводе» и не могут успокоиться и могут сорваться на детях.

Если родители видят, что их дети - еще «дикие,» необходимо вспомнить ранее описанное повествование (как метафора) и начать, как древний человек, с их приручения.

Приведу пример:

Маленькая Настенька, которая любит кушать мандаринки, конфетки или грызть печенье: задача родителей сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через них.

В вазочке этого нет, а родители ребенку это могут дать. Следовательно, теперь не надо дожидаеться, пока ребенок начнет просить и требовать у родителей мандаринки, а они сами, должны выбрать хорошее время и сказать своей Настеньке: "Кто хочет вкусную мандаринку, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек".

Дети начинают бежать, родители (мама или папа — должны заранее договориться кто будет звать первым) и при угощении гладить ребенка по головке: "Молодец, какая ты шустрая так быстро прибежала ко мне!" ( необходимо еще хвалить при этом и можно погладить по головке).

Если ребенку нравится , например: порезать хлеб, помыть посуду. Родителям нужно ценить это, ведь как он может так и старается, а если маме не нравится как ребенок моет например посуду — не раздражаться, а подойти и сказать: «Давай сделаем это вместе! Я тебе сейчас покажу как надо!».. в крайнем случае перемоете посуду потом когда ребенка не будет рядом. При этом необходимо хвалить своих детей: «Какой ты молодец, так помогаешь маме! Спасибо тебе за это!» (если у вас растет сын — ваша будущая сноха потом скажет вам за это «Спасибо», а если дочь — научится быть хорошей хозяйкой — и ваш будущий зять тоже потом скажет вам «Спасибо»).

Когда у мамы есть свободное время на игры вместе с детьми, она может сказать: "У мамы сейчас есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". (можно при этом показывать на часы и говорить ребенку: «Посмотри, сейчас стрелка часов находится вот сдесь..а когда она будет тут мы закончим играть и будим делать с тобой то то..»-таким образом ребенок учится планировать свой день, обучается цифрам, временю и распорядку дня).

Таким образом родители могут приучитьт своих детей приходить к ним именно тогда, когда им это будет необходимо.

3. Как научиться договариваться с ребенком?

Ребенок будет послушным и не капризным , если родители будут объяснять ему, что хорошо, а что плохо - и учить его договариваться.

Приведу пример:

Мама Светлана С. Со своей дочерью Юлей 4г: собрались гулять на улицу на детскую площадку.

Мама начинает говорить: «Все хватит играть! Пошли домой уже и так много времени гуляем!». Юлия не хочет идти и начинает капризничать и плакать. Что делать? Психолог: «Научиться договаариваться с ребенком.. да, не легко, этому надо учиться, любая проблема решаема. И плюс понимая для чего я это делаю..какой хочу порлучить результат- научиться слышать и слушать своего ребенка, при этом важно еще правильно сказать (определенная интонация и др) «эффект» воспитания будет положительным».

Необходимо заранее обьяснить ребёнку «план похода » перед тем, как выйти на улицу и детскую площадку.

Психолог: Юле нужно заранее сказать: «Я вижу ты очень хочешь пойти гулять на улицу и на детскую площадку, но долго мы там играть не можем, мне нужно будет вернуться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?»

Психолог: Если вы видите, что уже пора уходить домой с детской площадки, а Юле не очень хочется уходить, а хочется еще поиграть с другими ребятами нужно сказать мягко и спокойно:" Ты мне обещала, что не будешь ныть и плакать, когда нам будет нужно идти домой. Иначе как же я тебе буду верить в следующий раз?"

Здесь основная задача мамы: спокойно отвлечь Юлию от всх играющих с ней ребят и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно.

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: «Договорились - нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя. Мы договариваемся и не капризничаем. Понял? Все хорошо!»

4. Как вести себя родителям если ребенко начинает капризничать?

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится.

Пример:

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные.

Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, у нас осталось столько то минут...мы сейчас быстро собиремся, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет понимать. Что сейчас все близкие заняты очень важным делом и когда они освободятся поиграют вместе с ним!

5. Как в процессе воспитания сделать так, чтобы в вопросах воспитания мнения родителей были едины?

Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали (заранее предупредите их, что сейчас идет очень важный процесс воспитания и уважения всех в семье, и чтобы ребенок научился слушаться всех нас — какое бы требование не было — правильным или нет — все должны быть едины. Даже если я сейчас была не права-выйдим из комнаты -обсудим на едине мои ошибки »)

Если же все же ребенок провинился:

  • Непослушание не должно оставаться безнаказанным, а при повторном нарушении правил следует усилить меру наказания.

  • Нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера.

  • Исключить фамильярное отношение сына или дочери к вам. Также дети не должны видеть этого и со стороны других членов семьи. Если отец неуважительно отзовётся о маме, рано или поздно ребёнок повторит это. Есть золотое правило : «во всём дети видят наш пример. Не позволяйте себе то, что запрещено делать ребёнку».

6. Как правильно требовать от ребенка выполнения каких - либо заданий?

Бывает так что требования родителей по отношению к ребенку слишком велики и он просто может неуспевать их все выполнять (особенно когда родители говорят...что когда я был в его возрасте умел уже делать то ...и никто мне в этом не помогал — на самом деле на бессознательном уровне каждому родителю в детстве хотелось поддержки и понимания мамы и папы- понимая это и помогая ребенку — давайте поддержку вашему ребенку ввиде обьятий, поглаживания, ласкового слова).

Поэтому начните давайть ребенку не трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходя ко все более трудным и самостоятельным заданиям.

Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Если ребенок не торопится быстро прийти не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

7. Как правильно прививать обязанности ребенку?

А знаете ли вы, чем отличаются требования от обязанностей?

Требования - это разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Необходимо сделать так, чтобы вначале ребенок мог сам себе выбрать только те обязанности, которые ему действительно по силам и будет несложно делать.

Можно написать список обязанностей (кто за что будет отвечать. Например ребенок 3-5лет может помогать маме раскладывать салфетки на столе...убирать игрушки за собой...в 6-7лет убирать за собой постель, сбегать в магазин купить хлеб, и т.д)

Иногда это проще сделать родителям, так намного быстрее (говорят некоторые родители), чем ждать когда это сделает ребенок. Наберитесь терпения - Вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать

 

себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Своим примером показывать детям , что и у вас тоже есть обязанности в семье и самое главное выполнять их.

 

8. Как научить ребенка быть самостоятельным?

Очень важно во время научить ребенка быть самостоятельным (например: одеваться, завязывать шнурки на ботинках..если вам что то не понравится подойдите и поправьте, при этом вы должны быть спокойны, подышите...потом скажите : « Какой ты молодец! Радуешь маму! Ты уже сам можешь одеваться. Смотри сейчас на тебе ботинки одеты не правильно «на разные ноги» давай переодень, а то тебе неудобно будет ходить!»

Иногда нужно говорить своему ребенку:"Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно будет помочь на даче вскопать огород", "Если у тебя, например, заболел зуб? Звони сам в поликлинику и узнавай когда врач работает, запишись к нему на прием и сходи и вылечи зубы".

Очень важно : ни когда не критикуйте и вините ребенка в том, что у него не получается сделать с первого раза — иначе в будущем он вырастит застенчивым и неуверенным в себе человеком и ему будет трудно ствить цели в жизни и достигать их (например в карьере). До 10 лет закладывается самооценка ребенка.

Поэтому нужно хвалить ребенка и говорить ему: «Ничего страшного, что у тебя не получилось сделать тото… многие ошибаются..на ошибках мы учимся. В следущий раз ты сделаешь или поступишь по другому! Я в тебя верю! У тебя все получится и я тобой горжусь!» (если сложно так сказать — помощь опытного семейного психолога — в психологической работе со страхами родителей, их неуверенностью в себе, (в контрпереносах — например: у мамы плохие отношения с папой..а ребенок копия папы и мама может срываться на ребенка, если он что- то делает точно также как и его отец, все это происходит конечно неосознанно) и семейный психолог поможет решить данные проблемы и семья будет вновь счастлива.

Помните, это важно:если вам придется куда-то уйти или уехать на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас самостоятельно и без больших проблем. Он уже - самостоятельный! ( например: смог бы сам самостоятельно разогреть обед в микроволновой печи и др.).

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).

Ребенок начинает становится самостоятельным именно тогда, когда ему родители могут давать трудные задания в уверенности, что он их обязательно выполнит самостоятельно, без чьей - либо помощи и подсказок.

Придёт время и вы увидите, что ваш ребенок научился этому всему и поймёте, что ваша жизнь, ваши труды в воспитании прошли не зря и эти правила в воспитании будут передаваться дальше в роду! Вы с полной уверенностью сможете гордиться им и поймете, что теперь перед вами уже совсем взрослый и ответственный человек!

Удачи вам!

Детский, семейный психолог Третьякова Е.Ю.