Детские возрастные кризисы: от 0 до 3лет

 Вот оно – чудо! Ваша кроха у вас на руках! Маленький человечек пришел в этот большой мир для того, чтобы узнать его, расти, развиваться, творить, найти свою дорогу и идти по ней. С каждым днем он будет познавать что-то новое, впитывать в себя и тут же проверять и применять. И каждый день кроха радует своих родителей, ставит в тупик и заставляет искать ответы на возникающие вопросы. Что же с ним происходит? Как справиться? Он проявляет свой характер, капризничает? Это надолго? И нужно ли принимать какие- то меры, или пройдет?

 Развитие малыша происходит неравномерно, скачками. В психологии принято называть эти заметные скачки кризисами. Кризисы просто необходимы, именно так происходит развитие малыша. Происходит качественный скачок, и кроха начинает применять усвоенное ранее. Стабильные периоды и кризисные чередуются почти постоянно, до самого взросления. Довольно тяжело определить начало и конец кризиса. Малыш становится необъяснимо капризным, плаксивым по поводу и без, он упрямится, уговоры не действуют, и договориться с ним нелегко. Кризисы протекают у детей по-разному, бывают различными по времени и интенсивности.

 Самые первые кризисы у малыша тесно связаны с мамой. Это - прежде всего, так называемые лактационные кризисы: уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации. Проходят они довольно быстро, в течение нескольких дней, и связаны с возросшими потребностями ребенка. Помощь мамы заключается в более частом прикладывании малыша и более тесном контакте с ним.

 

Кризис первого года жизни малыша.

 В этом возрасте дети становятся подвижными, начинают самостоятельно ходить (или убегать). И испытают при этом огромную радость от своих новых возможностей. Ведь столько всего становиться доступным, куда ещё вчера добраться не мог. Палочки, камешки в парке и розетки дома. Малыш пытается объяснить, что хочет, только пока не умеет выразить свое желание. А ещё его пугают новые возможности, и он хочет находиться с мамой всегда, не отпуская её от себя ни на минуту. Необходимо обезопасить среду ребенка, однако не следует запрещать всё. Закройте розетки, оденьте уголки, уберите подальше острое и бьющееся и дайте ребенку возможность изучать окружающее пространство. Не следует закрывать все шкафы и ящики, оставьте что-то доступным. Ребенок изучит, где что лежит, освоится с предметами, а потом его интересы переключатся на следующий уровень.

Главным в этом периоде становится освоение правил и границ – «можно-нельзя».Дети воспринимают эмоциональную реакцию взрослого как оценку собственных действий.Запреты и разрешения должны быть четкими. «Нельзя» не должно превращаться в «можно» при вспышках истерик и протеста. Ребенок должен осознать, в каких случаях нельзя никогда, ни при каких условиях. Если вы будете поддаваться, ребенок почувствует свою власть и начнет вами манипулировать. «Можно» должно звучать чаще, чем «никогда». К тому же вся ваша семья должна соблюдать правила, которым вы учите кроху. В этот период малыш осваивает правила, что тоже может вызывать протесты и отказы. Что-то будет даваться легче, что-то с трудом. Малыши разные, они по-разному учатся, например, одеваться, убирать игрушки, мыть руки. Нужно набраться терпения, только с вашей помощью он освоит новые навыки. Ищите подходы к индивидуальности вашего ребенка.

 

 Кризис трех лет

 Об этом кризисе знают все. Ой, а у нас что было…Трехлетний ребенок очень отличается от годовалого и даже двухлетнего. Он уже говорит, может многое объяснить, ему кажется, что он уже всё может «сам»! На всё – я «сам»! Любое ваше действие встречает противодействие: не пойду, не буду, не хочу! А я хочу туда! И в крик, да на улице, где находятся «сочувствующие» столь сильному горю. Ещё и вас побить может, кинуть что подвернется. Ребенок всячески показывает, что готов принимать решения. Родители не готовы к такому повороту: как, всё так быстро, вот только научился ходить и говорить?! У ребенка появляется свое «Я», он начинает позиционировать себя по отношению к окружающему его миру, проявляет себя как личность. Он готов помогать вам везде и во всём! Дайте ему такую возможность. Готовите – дайте и ему пластиковый нож, пусть намажет бутерброд вместе с вами. Вполне готов помочь вытереть пыль, мыть полы и посуду. Вам это не нравится? Когда ребенок отвлечется, незаметно для него перемойте посуду. Дайте ему возможность поучаствовать и почувствовать свою необходимость и сопричастность общему делу. Проявите терпение и гибкость. Давайте малышу возможность выбора: он действительно сам может решить, какую кофточку из двух надеть, просто этот выбор должен быть ещё несложный, из нескольких вещей, от большого количества он просто растеряется.

Во время истерик не реагируйте, не кричите, уступать тоже не стоит. Не следует говорить, что уйдете от него или отдадите проходящему дяде. Успокойтесь и подождите. Переключать внимание, как у годовалого ребенка, тоже не стоит. Дайте малышу пережить и успокоиться. Спокойно заговорите с ним.

 Почему же так происходит?

К трем годам происходят качественные изменения возможностей и способностей малыша. Он становится более самостоятельным, развивается его внутренний мир. Родители замечают, что ребенок начинает играть с воображаемым объектом, варить воображаемый «суп», начинает рисовать предметы на бумаге и может растолковать недогадливым, что там нарисовано. Внутренний мир всё более усложняется. Ребенок начинает управлять ситуацией, научается предвидеть результат действий – куда прикатится мяч, куда нужно бежать, чтобы поймать его. Но пока он не может связать это с конкретными, зачастую, опасными ситуациями. Вот и конфликт.

Ребенок учится управлять своим поведением, и прежде всего, удовлетворять свои желания. Разрешение конфликта будет зависеть от родителей, от их отношения к растущей самостоятельности ребенка.

Если у вас возникли проблемы с воспитанием ребенка или вопросы по поводу его воспитания – обращайтесь к профессиональным психологам. Вы получите квалифицированную консультацию, и ваш труд по воспитанию и развитию ребенка станет легче и приятнее.